Полгода назад кинотеатр Dolby в Лос-Анджелесе и сидящая в нем публика смогли вздохнуть с облегчением: Уоррен Битти и Фэй Данауэй исправились после досадного курьеза годом ранее, взяли правильный конверт и объявили лучшим фильмом фэнтези Гильермо дель Торо «Форма воды». Новая «гонка», по сути, началась уже тогда и все это время лишь скромно поджидала своих участников и назначенного часа.

От количества фестивалей, на которых побывал фильм, до студий, реакции критиков и настроений общественности — все эти факторы влияют на траекторию гонки прямым образом и каждый год в ней учитываются. Егор Козкин, редактор популярного сообщества «Премия Оскар», собрал десять фильмов, которые уже сейчас можно записать в фавориты сезона.

Чёрный клановец (2018) / BlacKkKlansman

Жанр: биографический / драма / комедия / триллер
Режиссер: Спайк Ли
В ролях: Адам Драйвер, Тофер Грэйс, Лора Харрьер, Алек Болдуин, Райан Игголд

Премьера в России 4 октября

Спайк, похоже, наконец-то пришел к долгожданному успеху: дебютировав в Каннах и получив там Гран-при, новый фильм режиссера собрал в домашнем прокате на первой неделе свыше десяти миллионов долларов, что является лучшим показателем в карьере Ли за долгие годы. Остроумная и злободневная история двух напарников — афроамериканца и еврея, — в середине 1970-х внедрившихся в ку-клукс-клан, является пока наиболее вероятным претендентом на попадание в списки лучших по итогам года.

«За»: культовый статус Ли в США, остросоциальная подоплека, сильный прокатчик Focus Features (несмотря на другие проекты в пакете компании, вполне вероятно, что наибольшее внимание будет приковано именно к «Клановцу»).

«Против»: летний релиз в США — не все картины «доживают» до вручения основных премий с лета, но при грамотной поддержке этого можно избежать.

Рим (2018) / Roma

Жанр: драма
Режиссер: Альфонсо Куарон
В ролях: Yalitza Aparicio, Марина Де Тавира, Diego Cortina Autrey, Карлос Пералта, Марко Граф

Премьера состоится на стриминговой платформе Netflix.

Взяв «Оскар» за режиссуру («Гравитация», 2013), мексиканский постановщик Куарон возвращается к большому кино. «Рим» расскажет полуавтобиографическую историю семьи режиссера, которая живет в семидесятых годах в Мексике. Действие происходит на фоне студенческих протестов и кровавой бойни. Фильм снят на черно-белую пленку в формате 65 мм.

«За»: участие в мировых кинофестивалях, колорит режиссёра (бывший лауреат, успешно совмещает авторское и массовое кино), продвижением фильма будет заниматься специалистка Лиза Табак — работала долгое время с Miramax и The Weinstein Company, принесла победы «Влюбленному Шекспиру», «Чикаго», «Артисту».

«Против»: сервис Netflix, владеющий правами на показ. Пока не совсем ясно, как будет идти прокат ленты в кинотеатрах и сколько времени он займет (нужно как минимум неделю). К тому же «Рим» может быть рассмотрен академией как «лучший фильм на иностранном языке», если его отправит на соискание Мексика. Неанглоязычным картинам редко удается достичь успеха в главных номинациях (как исключение — «Любовь» М. Ханеке).

Фаворитка (2018) / The Favourite

Жанр: биографический / исторический
Режиссер: Йоргос Лантимос
В ролях: Эмма Стоун, Рэйчел Вайс, Николас Холт, Оливия Колман, Джо Элвин

Премьера в России 31 января 2019 года

Последняя работа греческого трагика Лантимоса, «Убийство священного оленя», в отличие от того же «Лобстера», сердца критиков не покорила и в наградном сезоне успехов не достигла. Помочь завоевать наибольшее расположение публики может «Фаворитка» — историческая черная комедия об интригах при дворе британской королевы Анны. В главных ролях: Эмма Стоун, Рэйчел Вайс и прима британского телевидения Оливия Колман. Будет участвовать на смотрах в Венеции, Телльюрайде, Нью-Йорке, Лондоне.

«За»: актерский состав, который может привлечь коллег по цеху (самую большую ветвь академии по численности) и актерскую гильдию, сильные женские персонажи на первом плане (и это в эпоху возобновленной эмансипации!), дистрибьютор Fox Searchlight — принес в прошлом сезоне победу «Форме воды», дель Торо, Фрэнсис МакДорманд и Сэму Рокуэллу.

«Против»: режиссерские самобытность и юмор — академики и члены гильдий в большинстве своем простые, хоть и доблестные работники, и синефилы среди них встречаются редко (последний пример — Дженнифер Лоуренс и разнесенная ею в пух и прах «Призрачная нить»). Уловить лантимосовскую специфику могут не все.

Звезда родилась (2018) / A Star Is Born

Жанр: драма / мелодрама / музыка / мюзикл
Режиссер: Брэдли Купер
В ролях: Брэдли Купер, Сэм Эллиотт, Бонни Сомервилль, Энтони Рамос, Леди Гага

Премьера в России 4 октября

Вот тут как раз одобрение индустрии более чем ожидаемо: ремейк американской классики (фильма с Барброй Стрейзанд в частности), любимец Купер с режиссерским дебютом, играющий алкоголика-музыканта, и поп-звезда Леди Гага в образе начинающей певицы. Двое героев с личными проблемами знакомятся, сходятся и под красивую музыку справляются с трудностями (не всегда удачно). У Леди Гаги это первая серьезная актерская работа в кино, для которой она также записала несколько песен.

«За»: внимание общественности (ранее фильм хотел ставить Клинт Иствуд с Бейонсе в центральной партии), звёзды первой величины, потенциальный кассовый хит, обширная фанатская база Леди Гаги — среди них как простые зрители, так и те, кто вручает премии (например, «Золотой глобус»).

«Против»: разве что актерские данные все той же Гаги, однако даже при не самой убедительной игре голосующим и студии Warner Bros. для продвижения будет хватать вокала или навыков из «Американской истории ужасов» (если таковые имеются).

Человек на Луне (2018) / First Man

Жанр: биографический / драма / исторический

Режиссер: Дэмьен Шазелл
В ролях: Клер Фой, Райан Гослинг, Пабло Шрайбер, Кайл Чэндлер, Джон Бернтал
Премьера в России 22 ноября

Двухлетний триумф «Ла-Ла Лэнда» с горечью пополам еще не забыт: хотя Шазелл и стал самым молодым обладателем режиссерского «Оскара» за всю историю премии, злополучный конверт испортил общее впечатление.

С драмой о космонавте Ниле Армстронге, впервые полетевшем на Луну в 1969 году, шансов на «Оскар» за «лучший фильм» может оказаться и того меньше. Главный герой — мужчина (хоть и историческая личность), тогда как академии и другим организациям важно прислушиваться к общественным запросам на перемены (в данном случае речь о большем вовлечении в гонку женщин и представителей меньшинств на лидирующих позициях). С технической составляющей проблем возникнуть не должно — по одному только трейлеру заметен масштаб, который так или иначе будет оценен по заслугам.

«За»: культовая фигура Армстронга, не забытый опыт Шазелла, актеры (Райан Гослинг в титульной роли, Клэр Фой в образе жены Нила Армстронга), потенциальный кассовый хит, открывает кинофестиваль в Венеции (за последние несколько лет фильмы открытия заканчивали сезон с большим количеством статуэток, все тот же «Ла-Ла Лэнд»), техническая сторона ленты, размах.

«Против»: несвоевременность.

Суфлер (2018) / Backseat

Жанр: биографический / драма
Режиссер: Адам МакКей
В ролях: Сэм Рокуэлл, Эми Адамс, Кристиан Бэйл, Стив Карелл, Элисон Пилл

Дата премьеры в России пока не назначена

После успеха «Игры на понижение» («Оскар»-2016 за адаптированный сценарий) МакКей приготовил фильм о восхождении к власти самого влиятельного вице-президента США Дика Чейни (традиционно неузнаваемый Кристиан Бэйл). Чейни не раз поддерживал пытки потенциальных террористов после 11 сентября и считается человеком, который развязал войну в Ираке. Добавьте к составу Эми Адамс в роли жены Чейни, Сэма Рокуэлла aka Джордж Буш-младший, злободневность и талант МакКея-сценариста — слот политических фильмов в этом году можно считать заполненным. Вот только всем ли придутся по душе события, описываемые в картине?

«За»: нестандартный байопик, двусмысленная критика президента Трампа, актерский состав, независимый и успешный дистрибьютор Annapurna Pictures (номинации для «Аферы по-американски», «Мастера» и пр.).

«Против»: противоречивый персонаж и его политика, неучастие фильма на крупных фестивалях, поздний декабрьский релиз в США — 14 декабря (не все критики и голосующие смогут посмотреть до начала гонки).

Вдовы (2018) / Widows

Жанр: драма / триллер
Режиссер: Стив МакКуин
В ролях: Виола Дэвис, Элизабет Дебики, Мишель Родригес, Лиам Нисон, Колин Фаррелл

Премьера в России 22 ноября

МакКуин, как и Куарон, выпустил свой последний фильм пять лет назад и был тогда успешен даже больше, чем мексиканский коллега: тяжеловесная драма «12 лет рабства» взяла «Оскар» как лучший фильм 2013 года. С «Вдовами» МакКуин решил податься в массовое кино. Новый фильм является ремейком британского сериала из восьмидесятых – о женщинах, чьи мужья-налетчики были убиты при заговоре. Видя то, как бездействуют власти и полиция, вдовы решают закончить начатое и выяснить: кто подставил их мужей? В ролях: оскароносная Виола Дэвис, Мишель Родригез, Колин Фаррелл и Лиам Нисон.

«За»: участие в фестивалях (Торонто, Лондон), кассовый потенциал, студия-мейджор, опытный режиссер, сильные женщины борются с обстоятельствами и сложной судьбой.

«Против»: может не снискать одобрения критиков.

Петерлоо (2018) / Peterloo

Жанр: драма / исторический
Режиссер: Майк Ли
В ролях: Рори Киннер, Максин Пик, Пирс Куигли, David Moorst, Рэйчел Финнегэн

Дата премьеры в России пока не назначена

Вернулся и британский классик — после нескольких номинаций на «Оскар» драмы «Уильям Тернер» в 2014 году Майк Ли решил посвятить себя съемкам чуть ли не самой масштабной ленты за всю карьеру — реставрации «бойни при Петерлоо», которая произошла в 1819 году. Тогда протестующие граждане требовали всеобщего избирательного права, а полиция это дело жестоко подавляла. Сейчас отказать в участии крупному фильму от уважаемого мастера было бы тоже несправедливо.

«За»: исторический контекст, история неравенства и борьбы, фигура Ли, участие в крупных фестивалях (Венеция, Торонто, Лондон), успешный дистрибьютор Amazon Studios, дата релиза в самый разгар — 2 ноября в США.

«Против»: долгий хронометраж, скромный кассовый потенциал, фильм могут не оценить молодые академики.

Если Бил-стрит могла бы заговорить (2018) / If Beale Street Could Talk

Жанр: драма / мелодрама / триллер
Режиссер: Барри Дженкинс
В ролях: Кики Лэйн, Стэфан Джеймс, Реджина Кинг, Колман Доминго, Тейона Паррис

Дата премьеры в России пока не назначена

Отчасти нынешняя гонка – своего рода встреча старых знакомых. Вот и Дженкинс, режиссер «Лунного света», снова окажется рядом с Шазеллом, уже вне контекста перепутанных конвертов. «Бил-стрит» – экранизация одноименного романа Джеймса Болдуина. В центре сюжета — молодая афроамериканская пара: скульптор Фонни и его беременная девушка Тиш. Однажды Фонни обвиняют в изнасиловании и сажают за решетку, а Тиш пытается доказать его невиновность.

«За»: актуальность картины, прошлый успех «Лунного света», прокатчик Annapurna, релиз в разгар гонки — 30 ноября в США, фестивали в Торонто и Нью-Йорке.

«Против»: может показаться излишне «авторским» по характеру фильмом, к которому будет трудно расположить академиков. Плюс к этому не забыты истории с «харассментом»: хотя главный герой ленты невиновен, чтобы обезопасить себя, голосующие могут отстраниться от фильма.

Черная Пантера (2018) / Black Panther

Жанр: боевик / приключения / фантастика
Режиссер: Райан Куглер
В ролях: Чедвик Боузман, Майкл Б. Джордан, Лупита Нионго, Данай Гурира, Мартин Фриман

Премьера в России 26 февраля

Уже в этом сезоне американские академики будут голосовать за «выдающийся популярный фильм» — новая категория, которая должна расположить к себе массовых зрителей и молодежь в частности. Еще до введения номинации «Пантера» рассматривалась многими аналитиками как сильный претендент. Студия Disney вместе с Marvel уже точно забронировали себе пару мест в «новостройке», но ведь куда престижней быть номинированным в главной категории (еще ни один комикс туда пробиться не смог).

«За»: апелляция к массам, внимание и поддержка афроамериканских голосующих, огромные кассовые сборы (свыше $700 млн. только в США), студия Disney с зашкаливающим количеством промоматериалов.

«Против»: зимний релиз (к моменту главных премий пройдет больше года), путаница с категориями (хотя совет директоров академии недавно прояснил: «популярный фильм» может быть номинирован и как «лучший фильм», пока все выглядит довольно туманно).

Возможные кандидаты:

«Баллада Бастера Скраггса» (реж. Джоэл и Итан Коэны) — вестерн-антология, изначально сделанная в формате сериала. Подробностей немного, но кастинг впечатляет (в том числе опальные Джеймс Франко и Лиам Нисон). Любое возвращение братьев — повод. Прокатывает Netflix, участвует на смотрах в Венеции и Нью-Йорке.

«К звёздам» (реж. Джеймс Грэй) — Брэд Питт отчаянно ищет отца в необычном месте. Популярная космическая тематика, фильм выдержан в стиле «Прибытия» и «Интерстеллара».

«Разрушитель» (реж. Карин Кусама) — одна из немногих в этом году картин, снятых женщиной. Жанр описан как экзистенциальный триллер, неузнаваемая Николь Кидман в главной роли. По духу сравним с «Тремя биллбордами», но без шуток.

«Исчезнувший мальчик»/«Красивый мальчик» — талантливая молодежь (Лукас Хеджес, Тимоти Шаламэ) в главных ролях, сами по себе фильмы о трудных/ищущих подростках пользуются спросом.

«Мария – королева Шотландии» (реж. Джози Рурк) — псевдоисторический эпик о вымышленной встрече Марии Стюарт (Сирша Ронан) и Елизаветы Первой (Марго Робби). К правительницам и воительницам внимание часто благосклонное.

Источник: http://www.film.ru

Комментировать